Top.Mail.Ru

Мотошины: срок службы, старение, когда менять

Мотошины: срок службы, старение, когда менять

Срок службы мотошин - тема для бесконечных споров. Одни меняют покрышки каждый год. Другие покупают за треть цены древнюю резину и катаются, пока нитки не полезут. Разбираемся, сколько мотопокрышки служат, почему портятся, когда их менять.

Сколько лет служит моторезина?

Каждый ребенок слышал, что мотопокрышки с возрастом начинают работать хуже. Но с каким возрастом и насколько хуже? На этот счет есть разные мнения. Для начала обратимся к первоисточнику. Michelin гарантирует нормальную работу покрышки в течение 10 лет со дня выпуска. Это называется сроком старения. Неважно, она ездила или лежала на складе. Прошло 10 лет с даты на боковине - велкам на помойку. 

Если покрышка стоит на мотоцикле и ездит, арифметика другая. С первого использования начинается отсчет срока службы. Через 5 лет баллон нужно показать специалисту. Специалист должен посмотреть целостность резины, глубину протектора, деформацию и так далее. И делать это каждый год. Пока не исполнится 10 лет с даты изготовления. Тогда закончатся и срок старения, и срок службы. Снова привет помойке. В реальности мы не слышали, чтобы кто-то специально ездил к специалисту по покрышкам. Их проверяют либо механики на плановом ТО, либо сам хозяин. Главное - если ты умудрился 5 лет проездить на комплекте резины и не протереть его насквозь, обращай внимание на его состояние.

Что еще влияет на состояние мотошин и как продлить их срок службы?

На самом деле с точным сроком службы моторезины производитель подстраховывается. Не надо быть шинным инженером, чтобы понять: 10 лет на заводском складе - это одно, на ездящем мотоцикле - другое, за гаражом под солнцем, дождем и снегом - третье. В первом случае баллон будет нормально себя чувствовать дольше, в третьем - помрет раньше срока. Чтобы шины прожили как можно дольше, нужно с ними правильно обращаться.

Хранение

Правильно хранить резину надо как до установки, так и после, во время долгого простоя мотоцикла:

Влажность и температура. Прежде всего важна температура. Не слишком высокая и не слишком низкая. Оптимально - 10-20 градусов тепла. Помещение должно быть сухим, проветриваемым, чтобы не скапливался конденсат.

Ультрафиолет. От прямых солнечных лучей покрышки накрывают чем-нибудь непрозрачным. Но лучше спрятать в темноту.

Электричество и химия. Рекомендуется держать покрышки подальше от мощного электрооборудования и химикатов, в том числе от бензина.

Изменение положения. Если шины лежат долго, их поворачивают и меняют местами, чтобы не давило на одни точки. Если стоят на мотоцикле - перекатывают.

Давление. Если шины стоят на мотоцикле, их нужно накачать до рекомендованного давления или немного сильнее, чтобы компенсировать естественную утечку воздуха во время длительной стоянки.


Использование

На срок службы резины влияют использование и обслуживание:

Давление. Главный источник проблем. Если выставить неправильно, мотоцикл будет хуже управляться, а резина - быстрее убиваться. Универсальная рекомендация производителей - качать до значений, прописанных в мануале к мотоциклу. Даже если резина не той модели, что стояла с завода. При езде с пассажиром или с загруженными кофрами колеса обычно рекомендуют подкачать. Лучше этим не пренебрегать.

Мощность и манера езды. Если открывать полный газ и жечь резину на литровом спортбайке, покрышка кончится намного быстрее, чем при спокойной городской езде на 50-сильном утилитарном среднекубатурнике.

Мотоспорт. Нагрузка на покрышки такая, что комплект можно убить за один заезд. Особенно если гонщик быстрый, асфальт абаразивный, а резина мягкая. При любительском использовании он проживет дольше, но тоже не слишком долго.


Ремонт

Мотопокрышки иногда прокалываются. Производители рекомендуют использовать заплатку типа “грибок”. Правда, поставить ее - целая история. Как показывает практика, можно ездить и с обычным жгутом. Но до этого жгута еще надо добраться. С пустым передним колесом ездить однозначно не стоит, крайне велика вероятность упасть. С дырявым задним на пешеходной скорости по прямой есть шанс добраться до шиномонтажа без аварий. Но можно убить покрышку. Перегреется компаунд, деформируется каркас, после ремонта будут хуже и держак, и управляемость. Если шиномонтаж далеко, а баллон свежий и дорогой, лучше им не рисковать и вызвать эвакуатор. 

В путешествие, где рядом нет ни шиномонтажа, ни эвакуатора, берут с собой набор для ремонта с уже упомянутыми жгутами. Или герметик. Он задувается в колесо через ниппель и заливает отверстие специальным раствором. В “Мистер мото” такой есть.


Практика

Журнал “Мотоэксперт” и наш друг Денис Панферов в свое время провели большой сравнительный тест новых (прямо из магазина “Мистер Мото”), четырехлетних и 12-летних покрышек Michelin. Ездил на них по городу и треку. И пришел к интересным выводам:

Первые отличия между совсем свежим, 4-летним и 12-летним колесами проявилась при шиномонтаже. Свежее и 4-летнее очень мягкие и с гибкими боковинами. При монтаже на диск первая боковина надевается просто руками без станка, вторая усаживается станком запросто: уже севшую на диск часть покрышки легко промять до центра диска, где есть специальный желобок, облегчающий посадку. Разницы в жёсткости у 2018 и 2014 нет вообще никакой. Если срезать с боковины овал с цифрами года и недели производства, то вы их «на ощупь» не отличите друг от друга.

При монтаже покрышки 2006 года выпуска пришлось немного попотеть. Она жёстче, она не такая податливая и не так охотно гнётся. Первая боковина села после небольшого нажима сверху, а со второй пришлось помучиться: было сложно прожать уже посаженную часть в центральный желобок колёсного диска – покрышка просто отказывалась проминаться. Но в четыре руки удалось колесо смонтировать. При накачивании на хамп покрышки 2018 и 2014 года защёлкнулись примерно при давлении 1.2 бар, а самую древнюю пришлось качать до 2.0, только после этого она села на диск.

На каждой покрышке я несколько дней ездил по городу, прикатывая и обкатывая её, а потом было несколько сессий на картодроме в Фирсановке, чтобы понять сцепные свойства и характер износа боковин. С учётом цены за эту модель, она является чуть ли не лучшим предложением на рынке в данный момент в сегменте шин для гражданского применения на спортбайках и некедах. Тихая, мягкая, неплохо держит посуху, уверенно цепляется за мокрый асфальт, стабильно ведёт себя на торможении и прогнозируемо уходит в снос при слишком резкой работе с ручкой «газа».

На треке хорошо видно, что это не спортивная резина – она легко блокируется при торможении и позволяет заднему колесу прокручиваться при слишком раннем, или излишне резком ускорении в повороте. Но в поперечном направлении сцепные свойства очень достойные, и ситуации, когда заднее колесо начинало бы срываться в занос с развитием лоусайда не было. Ради повышения чувства мотоцикла на такой резине на картодром ездить можно и нужно, но высоких спортивных достижений оно вам не обеспечит.

Разницы в сцепных свойствах и характере износа между колесами 2018 и 2014 годов выпуска не было вообще никаких. Это две совершенно одинаковых по своим показателям покрышки. На фотографиях видно, что они покрылись ровной матовой шагренью от края до края без подрывов и катышков. Перегрева тоже не было – после заезда колеса были приятно тёплыми, упругими на ощупь, а не как пластилин, и без налипших на них кусочков изношенной резины от картингистов и спортсменов.

На колесе 2006 года выпуска из ворот сервиса «ПМ-Мото», помогавшего нам с шиномонтажем, было выезжать страшновато. Двенадцать лет! У некоторых подростков в этом возрасте уже усы расти начинают независимо от пола, а по меркам собак и кошек это уже старость. Драматизма добавляла противная осенняя погода с мерзким дождиком и температурой +6 С. Примерно неделю пришлось ездить по делам на этой древней покрышке в ожидании погоды, позволяющей поехать на картодром. И в течение этой недели ездить становилось всё проще и проще – страх уходил. Скоро я вообще перестал задумываться о том, что покрышке лет больше, чем мотоциклу, и что она вообще не обязана обеспечивать хоть какие-то сцепные свойства.

А она их обеспечивала, причём сравнимо с уровнем колёс 2014 и 2018 годов выпуска. Ни прокручиваться при резком старте, ни блокироваться при торможении (мотоцикл АБС и трэкшн-контролем не оснащён) сильнее не стала. Всё тот же «просто Павер» безо всякой двухкомпонентности – простой, недорогой и предсказуемый.

В итоге я раскатался, расслабился, и на картодроме на древнем, как конь Будённого, колесе показал то же время, что и на свежей резине. Покрышка точно так же потёрлось от края до края и «покрылось матом» без трусливых полосок по краям. Но немного отличался характер износа – самые края были покрыты не ровной шагренью, а имели небольшие подрывы. Видно, что колесо немного уходило наружу поворота в сильном наклоне. Возможно, уменьшив давление на 0,2 Бар этого удалось бы избежать – большую жёсткость каркаса самой покрышки так можно было компенсировать, но по условиям сравнения давление решено было применять одно для всех.

Почитать статью полностью

Миф. Мотошины должны быть максимально свежими

Некоторые мотоциклисты разыскивают самые свежие шины. Год прошел - уже не покупают. Как мы уже выяснили, возраст - не единственное, что влияет на состояние резины мотоцикла. Конечно, если ты пришел в магазин и видишь абсолютно одинаковые покрышки, бери самую свежую. Но когда в наличии есть твоя любимая модель в возрасте года-двух-трех, не обязательно от нее отказываться и покупать другую, хуже по характеристикам, зато свежее. 

Если покрышка продается в заслуживающем доверия магазине (например “Мистер Мото”), хранилась на специальном складе по всем правилам, ничего страшного с ней за это время не случится. Покупка по объявлению в холодном гараже - другое дело. Но такой экстремизм мы не рассматриваем.

Еще одна причина купить не самую свежую моторезину - цена. Некоторые шинные производители открыто рекомендуют своим дилерам продавать покрышки в возрасте до 5 лет на тех же условиях, что и новые. И дают на них ту же гарантию. Тем не менее, шины в возрасте часто продаются значительно дешевле новых. 


Когда покупать свежие покрышки?

Мы знаем две веские причины поставить самую новую резину:

  1. Шоссейные мотогонки. В гоночном мотоцикле все должно быть идеальным. От этого зависит не только безупречная работа техники, но и психологическое состояние гонщика. И на финише убираются лишние секунды.

  2. Долгий срок использования. Бывают мотоциклы выходного дня. На них за сезон накатывают в лучшем случае тысячу километров, а остальное время держат в теплом гараже и протирают от пыли тряпочкой. Один комплект резины может жить на них больше десяти лет. И умереть не от износа, а от старости. В этом случае чем баллон новее, тем дольше проживет.

В других случаях не стоит сильно переживать. Даже резина прошлых лет может прекрасно работать. Особенно если ее правильно использовать и хранить. Нужны свежие мотопокрышки Michelin и Shinko? Заказывайте у нас в интернет-магазине. Есть и не очень свежие, в возрасте два-три года. Они продаются с большими скидками. Выбирайте по ссылке!


0 товаров в корзине
Добавьте в корзину хотя бы один товар
Итого
0 р.